Можно ли передать талант по наследству

Первым, кто пытался научно рассмотреть вопрос передачи таланта по наследству, был известный английский психолог и антрополог XIX в. Френсис Гальтон. Как психолог он сформировался под непосредственным влиянием эволюционного учения Ч. Дарвина (который, кстати, был его двоюродным братом). Ф. Гальтон не только безоговорочно воспринял все главные идеи Ч. Дарвина об изменчивости видов, наследственную передачу врожденных и приобретенных отклонений, борьбу за существование и естественный отбор, — но и взял себе целью применить их для объяснения индивидуально-психологических различий между людьми. Результаты своих теоретических и фактологических исследований он изложил в книге «Наследственность таланта», опубликованной в 1869 году, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет


 
Как же Ф. Гальтон доказывал наследственность (а, следовательно, и врожденность) таланта?
 
Исходные положения его рассуждений простые и якобы логические. Дети наследуют многие физических характеристики своих родителей. Особенно это заметно это проявляется во внешнем виде: цвет волос и глаз, телосложение, тембр голоса и тому подобное. Почему же, размышлял Ф. Гальтон, они не способны унаследовать основные особенности головного мозга, который является механизмом функционирования интеллектуальных способностей и нервной основой? Оказывается, что у разумных родителей всегда рождаются умные дети и наоборот. Итак, наследственному фактору отводилась исключительная, монопольная роль.
 
Ф. Гальтон не скрывал, во имя какой практической цели он выдвинул свою гипотезу, — «вывести высокоодаренную расу людей посредством соответствующих браков нескольких поколений». Иными словами, речь шла о том, чтобы выращивать интеллектуальных суперменов путем искусственного отбора — как, например, выводят новые породы собак или декоративных рыбок. Ф. Гальтон первым провозгласил ложный тезис об умственной неполноценности чернокожих, о бедности их генофонда, тем самым заложив основы расистской теории, которую позже взяли на вооружение фашисты. Таким образом, возникла дисциплина, призванная изучать условия и способы улучшения человеческой породы. Ф. Гальтон дал ей название «евгеника», учредив для ее развития специальное общество, которое существует и в настоящее время. Современные последователи Ф. Гальтона действуют под флагом неоевгеники, и пытаются опереться на достижения генетики, генной инженерии.
 
Но вернемся к взглядам самого Ф. Гальтона. Стремясь обосновать свою гипотезу о наследственной предопределенности таланта, основоположник евгеники разработал специальный метод, получивший название генеалогического. Суть метода заключается в исследовании сходства между разными поколениями родственников. Ф. Гальтон изучил биографии и проследил генеалогию 997 выдающихся людей Англии — известных судей, государственных деятелей, полководцев, писателей, музыкантов, художников. Он не только считал всех знаменитых людей талантливыми, но и был убежден, что каждый одаренный ребенок со временем сформируется в талант, превратится в великую личность. «Если человек, — писал он, — наделен широкой умственной одаренностью, энергичностью в работе и способностью к тяжелой работе, вряд ли какие причины могут помешать ему раскрыть эти возможности».
 
Эта мысль позже получила название «принцип источника» (подобно источнику, настоящий талант обязательно пробьется на поверхность) и оказалась очень живучей (она имеет сторонников и в наше время).
 
Несмотря на значительный объем фактологического материала, что собрал Ф. Гальтон, обоснованных выводов ему сделать не удалось. Правда, из его данных якобы следовало, что люди, которые отличаются высоким социальным статусом, как правило, происходят из относительно небольшой группы семей.
 
Однако эти и подобные аргументы не подтвердили истинности выдвинутой Ф. Гальтоном гипотезы. Как справедливо отмечается в одном авторитетном руководстве по психологии, это не более, чем «сходство поколений». Имеются в виду такие факторы, как возможность получить первоклассное образование, престиж интеллектуальных ценностей в семье, духовно насыщенная атмосфера, возможность для ребенка воспроизводить образцы интеллектуального поведения родителей, слушать их профессиональные разговоры и тому подобное. Как отмечают современные психологи, немалое значение имела также негласная протекция, практиковавшаяся на высших социальных ступенях английского общества. И, наконец, современные авторы отмечают крайний субъективизм Ф. Гальтона в определении талантливых людей, в частности «оптимистичное» отождествление таланта с высоким социальным статусом, с успешной карьерой.
 
Даже в случае совокупного влияния наследственности и социальной преемственности случаи прямого наследования таланта случаются довольно редко. Немецкий химик и философ Вильгельм Оствальд, который посвятил этой проблеме свою монографию под названием «Выдающиеся люди», выразил это так: «… гений, вообще, не передается по наследству. Сестры и братья гениального человека большей частью не является особенно выдающимися; так же ничем не выделяются обычно ни родители, ни потомство гениального человека ». Правда, как отмечает В. Оствальд, известны и исключения из этого правила; один из них — семейная одаренность математиков Бернулли. Но в истории науки зафиксировано гораздо больше случаев, когда таланты и гении являются выходцами из рядовых, а иногда и вовсе необразованных семей. Самые яркие примеры — М. В. Ломоносов и М. Фарадей.
 
Концепция Ф. Гальтона противоречит современной генетике
 
Во-первых, вопреки тезису Ч. Дарвина, которая была некритически и односторонне воспринята Ф. Гальтоном, жизненный опыт, накопленный родителями, уровень развития способностей (как физических, так и умственных), которого они достигли, не передаются механизмом генной наследственности. Если бы каждый потомок был идентичен родителям, любая эволюция оказалась бы невозможной.
 
Во-вторых, «опыт общественного развития» также не закладывается в генотип, он заново воссоздается людьми в каждом следующем поколении вследствие взаимодействия с другими людьми.
 
В-третьих, природные предпосылки способностей (задатки), передаваемых механизмом генной наследственности обусловливают только чисто динамическую сторону будущих способностей. И отсутствуют любые доказательства того, что эта сторона якобы требует набора особых «генов интеллекта».
 
И, в-четвертых, дети получают случайные комбинации генов от каждого родителя, и именно этот вид случайных изменений и наследуется. При этом в самих генах происходят непредсказуемые мутации (изменения), которые также передаются по наследству.
 
Справедливости ради необходимо отметить, что в конце своей научной карьеры Ф. Гальтон в значительной мере отошел от первоначального убеждения относительно наследственности таланта. Осуществив антропоморфологические наблюдения, он сделал вывод о так называемой регрессии наследственных характеристик в направлении средних показателей. Это означает, например, что дети высоких родителей, как правило, меньше ростом, а дети родителей, которые очень низкие ростом, — несколько выше их.


Инф. drbobo.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: